На месте Байкала может появиться новый океан

В земной коре, прямо посередине Евразии, находится огромный раскол — Байкальская рифтовая зона. Постепенно он расширяется и, если не изменится геодинамическая обстановка, через 20 миллионов лет самый большой континент снова разобьется на две части, а на месте Байкала появится новый океан, сообщает издание «Наука в Сибири».

Связывая между собой тектонические процессы и накопление осадков во впадинах Байкальской рифтовой зоны, обобщая данные об этом объекте, полученные другими исследователями, ученые из Института геологии и минералогии им. В.С. Соболева СО РАН восстанавливают историю Байкала и прогнозируют его возможное будущее. Результаты работы опубликованы в специальном выпуске журнала «Gondwana Research». Статья подготовлена ведущим научным сотрудником лаборатории геоинформационных технологий и дистанционного зондирования ИГМ СО РАН и лаборатории эволюции палеоокеанов и мантийного магматизма НГУ доктором геолого-минералогических наук Сергеем Константиновичем Кривоноговым и старшим научным сотрудником лаборатории магматизма и рудообразования ИГМ СО РАН, заведующей лабораторией эволюции палеоокеанов и мантийного магматизма НГУ кандидатом геолого-минералогических наук Инной Юрьевной Сафоновой.

«Байкальская рифтовая зона — это активная геодинамическая структура, в которой сейчас происходит масса землетрясений, и это для нее было свойственно довольно долгое время. Современный байкальский рифт зародился в кайнозойскую эру, несколько десятков миллионов лет назад, и вступил в активную фазу своего развития всего пять — семь миллионов лет назад», — рассказывает Сергей Кривоногов.

Рифт — это раскол, трещина в земной коре. Развитие внутриконтинентального рифта сопровождается активным вулканизмом.

Фото: Mousesanya / Wikipedia

Если проследить восстановленную исследователями историю Байкала, получится следующая картина: до того, как появился Байкальский рифт, в мезозое (примерно 100—70 миллионов лет назад) на его месте также существовала система рифтовых впадин. Когда начала закладываться Байкальская рифтовая зона, она не стала идти так, как эти впадины, а пошла по диагонали, представляя собой свою собственную, независимую систему и «рисуя» совершенно другую картину сжатия и растяжения. Если мезозойские впадины были маленькие и узкие и формировались на очень пологом рельефе, то в байкальском рифте начали очень резко расти вверх горы и одновременно стали проваливаться впадины. Раскол самой глубокой из них, по разным оценкам, составляет от 7 до 10 километров (на самом деле точных измерений никто не делал, есть только данные геофизических сейсмических съемок). Байкал — центральная и самая древняя область этого раскола, с нее всё и началось. Затем структура распространилась дальше, стали закладываться другие впадины. Чем дальше от центра, тем они моложе. Соответственно, именно в озере Байкал можно найти наиболее полные и длительно формировавшиеся толщи отложений.

Довольно длительное время, то есть несколько десятков миллионов лет, до начала второй половины неогена, Байкальская рифтовая зона развивалась достаточно спокойно — вокруг были невысокие горы, впадины прогибались очень медленно. Но примерно 7—5 миллионов лет назад вдруг что-то произошло, и начался активный этап рифтогенеза, когда скорости тектонических движений очень резко усилились. Горы начали быстро расти вверх, стали образовываться хребты, такие, как сейчас, а впадины — с большой скоростью проваливаться. В результате сформировался рельеф альпийского типа. «Удивительно, что мы в современном рельефе фиксируем чрезвычайно активные движения, которые происходили именно в новейший этап тектонических движений, начавшийся примерно 200 тысяч лет назад», — отмечает исследователь.

Активно этим процессам образования альпийского рельефа способствовали крупные оледенения Северного полушария, первое из которых происходило примерно 700 тысяч лет назад, а последнее — 110—12 тысяч лет назад. Ледники формировались высоко в горах и, постепенно сползая, разрушали борта долин, превращая их в ледниковые троги. К тому же они во много раз увеличили вынос вещества на дно впадин. Благодаря ледникам ученые смогли зафиксировать, когда эти горы стали достаточно высокими, ведь на низких ледники не образуются.

Горы вокруг Байкала продолжают расти, в среднем на 5—6 миллиметров в год — это очень большие скорости воздымания. Примерно на 3—4 миллиметра в год углубляются днища впадин. «В 1980-е годы я участвовал в работах по определению скоростей осадконакопления в Байкальской рифтовой зоне. Мы с моими иркутскими коллегами собирали из скважин органический материал, датировали его радиоуглеродным методом. И оказалось, что в течение последних 50 тысяч лет скорости осадконакопления там были просто грандиозными. Это значит, впадины активно прогибались, а ледниковая деятельность привносила материал. Статьей в «Gondwana Research» мы смогли проиллюстрировать активные тектонические процессы в этом регионе», — говорит Сергей Кривоногов.

Поделиться ссылкой:

Досье по темам: , , , ,

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru